На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

GAMES4U

51 подписчик

Немного о падающих коробках


В этом блоге я попытаюсь объяснить истинные причины провала Xbox One, а также пояснить, почему это столь печально. И спойлер – отсутствие эксклюзивов тут ни при чем.

Философия Xbox

Можно конечно сказать что Майкрософт вышли на консольный рынок исключительно влив огромные средства в маркетинг, тем самым «купив» себе место. И тут возникает вопрос – почему Panasonic 3DO не смог успешно выйти на рынок? Вроде в маркетинг много вливали, хвастались своим «революционным» FMV, но консоль почти сразу пропала с радаров. В чем же дело? Ответ прост до безобразия – маркетинга недостаточно для вывода консоли на рынок. Давайте взглянем на истинные причины успеха первых двух Xbox.

Оригинальный Xbox вышел на мировой рынок в 2001 году, совершив целых 3 революции в сфере консольного гейминга. Во-первых, стартовым эксклюзивом консоли был Halo: Combat Evolved, произведший фурор в жанре шутеров от первого лица на консолях. Да, они существовали и до Halo, но это были либо клоны Doom, либо игры, механически уступавшие версиям для ПК. В то же время Halo продемонстрировал как надо делать шутер на консолях, представив публике систему управления, которая используется и по сей день. Добавим сюда прекрасный дизайн уровней и игровое разнообразие, и получаем настоящий хит. Во-вторых, Xbox использовал технологию DirectX, что позволяло легко портировать игры, доступные ранее только на ПК. Он позволил многим консольным геймерам приобщиться к таким шедеврам, как Morrowind, Jade Empire и Knights of the Old Republic. В-третьих, он представил сервис Xbox Live, давший консольным геймерам доступ к стабильному онлайну. Ну и перечислим несколько значимых эксклюзивов – Ninja Gaiden, Panzer Dragoon Orta, Forza Motorsport, Halo 2.

Xbox 360, в свою очередь, только упрочил позиции Майкрософт на консольном рынке. Во-первых, эксклюзивный для консоли Gears of War произвел фурор в жанре шутеров от третьего лица. Да, система укрытий существовала и до него, однако именно Gears показал, как её надо делать, и именно эта система используется во всех играх с укрытиями и по сей день. Добавим разнообразный, и в целом новый для жанра геймплей, и получаем настоящий хит. Во-вторых, был введен сервис Xbox Live Arcade, обеспечивший стабильный поток хорошего инди на консоль. Такие значимые инди проекты как Limbo, Braid и Super Meat Boy дебютировали именно в этом сервисе. В-третьих, Майкрософт продолжили курс на портирование игр, доступных только на ПК. Благодаря 360 консольные геймеры смогли познакомиться с такими хитами как Oblivion и Witcher 2. Также, оригинальный Mass Effect начал жизнь эксклюзивом Xbox 360. Ну и несколько знаковых эксклюзивов – Forza Horizon, Halo Reach, Crackdown, Gears of War 2 и Fable 2.

Таким образом, посмотрев на историю консоли, мы внезапно обнаруживаем, что «философия» у них всё же есть, и заключается она в следующем:

      • - Играйся с механиками в играх, потенциально меняя представление об их работе в том или ином жанре.
      • - Делай систему удобной для портирования, и в целом активно взаимодействуй с ПК рынком.
      • - Уделяй внимание онлайну и сетевым сервисам.

Основываясь на этих пунктах, Майкрософт выпустили на рынок две успешных консоли. Вроде бы всё понятно – придерживайся работающего курса, и всё будет хорошо. Но потом вышел Xbox One, и дела покатились коту под хвост. Что же пошло не так? На самом деле почти всё. Спойлер – отсутствие эксклюзивов опять ни при чем.

Падение Хуана

Часть 1: Dударцкое Rегиональное Мракобесие

Xbox One был представлен публике на Е3 2013. В ходе презентации было рассказано о множестве новых особенностей консоли. Особое внимание публики приковали 2 из них – региональная блокировка и DRM. Если совсем коротко – игры закреплялись за определенным регионом, что мешало всем, закреплялись за определенной консолью, что лишало возможности обмениваться ими, а сама консоль должна была постоянно быть подключенной к сети.

Сказать, что отклик фанатов был негативным – ничего не сказать. Поначалу Майкрософт пытались оправдываться, но затем проблему признали, и отложили общемировой запуск консоли для её исправления. Удар по репутации компании и опоздание на год позволили Сони переманить часть аудритории Майкрософт, что, естественно, сказалось на начальных продажах. Но ладно, PS3 тоже на год опоздал с релизом, но показал достойный результат. Здесь могло быть также…если бы не множество «но».

Часть 2: Если работает – убей, если нет – развивай

Начнем с банального – изначально консоль поставлялась исключительно в комплекте с кинектом, что увеличивало её стоимость. И это не было бы так критично, если бы Майкрософт продолжили поддержку своего моушн-контроллера. В реальности же игр для кинетка не выпускалось, от слова совсем. Единственные примеры, которые я могу вспомнить – D4 и Dance Central 4. Сам же контроллер использовался исключительно для голосового и моушн управления в меню, что, скажем прямо, никому не нужно. Майкрософт быстро исправили эту оплошность, выпустив комплектации без кинтекта, но проблемы только начинались.

На старте был упразднен сервис Xbox Live Arcade, что остановило поток годного инди на консоль, а если вы не понимаете, как поток инди может повлиять на продажи консоли, просто посмотрите на Switch. Что же пришло ему на замену? Сначала былинный телевизионный сервис, который пытались развивать с помощью Quantum Break и Halo 5, под которые сняли сериалы. Сериалы оказались плохими, ориентацию на ТВ в народе осмеяли, и сервис Майкрософт развивать не стали. Затем пришло время «аренды» - EA access и Game Pass. На словах выглядит недурно – оплати подписку и играй в определенные игры, а как наиграешься подписку можешь отменить. На деле же возникает проблема. Gold – обязательная для обладателей консоли подписка (об этом позже), и брать вторую поверх неё не каждый захочет. И последний сервис – ID@Xbox, потенциальный приемник XBLA…как нам казалось. На деле это просто программа, по которой публикуются инди разработчики, и если посмотреть на список игр, то мы увидим, что концепцию «мы дадим независимым разработчикам спокойно создать игру», заменили на концепцию «мы будем публиковать уже выпущенный инди по специальным условиям». Иными словами, изначальная идея была извращена и капитализирована. Но ладно, с сервисами не вышло, но ведь Майкрософт уделяет много внимания железу. Тут-то всё хорошо? Нет.

На старте Xbox One почти не отличался от PS4, а публика и маркетологи Сони быстро стали высмеивать былинный 720р, который, на деле, играть не мешает, но публикой воспринимается в штыки. Майкрософт не отчаялись, и решили исправить ситуацию. Так появился Xbox One X. Действительно, это самая мощная, на данный момент, консоль. Кто-то использует это для оправдания Майкрософт, но я вспоминаю Atari Yaguar – первую 64-битную консоль. Истории похожи – мощности есть, но никто не использует их, так как надо делать и версии для других консолей. И если во времена Атари ещё могли сделать абсолютно разные версии для разных консолей, то в наше время этим заниматься никто не будет, так как все версии надо выпускать одновременно. Что же касается эксклюзивов – тут Майкрософт в заложниках базового Xbox One, версия с которым должна отличаться только разрешением. Иными словами – выпуск «самой мощной консоли» без смены поколений просто положил на прилавки ещё один кусок пластика от Майкрософт, который всё также берут неохотно. Но ладно, с железом всё странно и сложно, но ведь консоль всё ещё удобна для портирования. Тут-то всё хорошо? Да, но опять же есть одно «но».

Рынок – вещь динамичная. Он постоянно меняется, заставляя его участников либо уходить, либо подстраиваться под новые условия. Во времена актуальности Xbox и Xbox 360 существовало такое понятие, как консольный эксклюзив, существовали ПК эксклюзивы, версии для разных платформ могли сильно отличаться, а начинка консоли играла хоть какую-то роль. Сейчас же всё обстоит совсем иначе. Версии игр делаются абсолютно одинаковыми, и, зачастую, сначала делается версия для определенной платформы, а затем она просто портируется на остальные. Таким образом взаимодействие с ПК рынком потеряло всю свою значимость, так как теперь все версии едины, а исключительно для ПК стараются только независимые разработчики. Но в Майкрософт этого не понимают, продолжая политику портирования. Давайте будем честны – Morrowind, Ведьмак 2 и Oblivion способны продать систему, а вот ради PUBG её вряд ли кто-то купит. Но ладно, это всё порты, есть же ещё и эксклюзивные игры…приводящие нас к последнему гвоздю в крышку Xbox One. Спойлер – отсутствие эксклюзивов всё ещё ни при чем.

Часть 3: Дурная голова качеству реализации не дает

Немного поговорим о консольных войнах. За что они ведутся? За деньги покупателя, выбирающего какую консоль ему купить, и ведутся они исключительно между консолями. Понимая это мы, внезапно, обнаруживаем, что у Xbox One есть эксклюзивы. Я понимаю, что отечественному геймеру сложно понять, что у кого-то может не быть игрового ПК, и этот кто-то может не хотеть игровой ПК, но такова реальность для большей части мира, в котором люди просто хотят поиграть на диване, не задумываясь о системных требованиях и оптимизации. Таким образом миф об отсутствии эксклюзивов на консоли Майкрософт развеян, по крайней мере в контексте консольных войн, и мы понимание, что проблем Xbox One состоят не в их отсутствии. Все проблемы в подходе к их созданию.

Во вдохновившей меня на написание этого блога статье, автор утверждает, что обо всех внутренних студиях Сони говорят, в то время как о внутренних студиях Майкрософт никто и в помине не слышал. Из всего перечисленного от Сони на слуху только Naughty Dog, в то время как у Майкрософт на слуху уже много лет Rare, Mojang и Turn 10. Первые – мастодонт индустрии, одно имя которых подняло ажиотаж вокруг Sea of Theieves, вторые создали Mincraft, а третьи Forza и, что важнее, Forza Horizon. То есть известных студий больше, но громких проектов почти нет. И причина этого состоит в менеджменте компании, так как руководством проектами и их распределением занимаются люди, абсолютно не понимающие что надо делать. В итоге Rare долгие годы делала исключительно игры для кинекта, Mojang используют только для создания новых скинов в Minecraft, а Turn 10 не дают делать ничего кроме Forza. И проблемы на этом не заканчиваются.

Самые знаковые серии Xbox – Halo и Gears of War. Обе серии стали популярными благодаря продолжительным, интересным и вариативным кампаниям, которые подарили игрокам множество незабываемых моментов. Побег с объекта 0, обнаружение жены Дома, последний бой Ноубл 6 или финал завода по обработке эмульсии всё ещё вспоминаются фанатами с любовью. Всё это дополнялось прекрасными мультиплеерными режимами. Halo достиг пика качества в Reach, а Gears of War в третьей части, но Майкрософт захотели продолжить доить франшизы, отдав их в руки новых разработчиков, при этом не понимая, что новые студии не имеют ни малейшего представления о причинах успеха вверенных им серий. 343 studios взялась за Halo, превратив игру, славившуюся своими вариативными боевыми ситуациями в открытых пространствах, в коридорный клон Call of Duty с кампанией на 4-5 часов, и заточкой под онлайн, в который из нового были привнесены только полностью убившие баланс микротранзакции. Gears of War поручили созданной в 2013 студии Coalition (Black Tusk при создании), которые также сократили кампанию до 4 часов, уничтожили всю значимость укрытий, вариативность заменили чередованием зачисток комнат с режимом орды, и сделали заточку под онлайн, качество которого я не смог проверить, так как найти хотя бы одного игрока в сети оказалось проблемой. Таким образом 2 главные серии консоли перестали быть собой. И всё было бы не так печально, если бы появилось что-то ещё. На деле же всё становилось только хуже.

Из действительно достойных игр на системе можно отметить только Forza Horizon 2/3, Ori and the Blind Forest и Cuphead. Первое – гоночные симуляторы, и, в силу своей узконаправленности, они не способны продавать консоль большой аудитории, второе и третье хороши, но в то же время — это не те игры, ради которых люди готовы платить 400-500 долларов за консоль. Всё остальное – в лучшем случае проходняк. И, основываясь на доступной нам информации, можно смело сделать вывод, что выходит он таким благодаря активному вмешательству менеджмента. По словам одного из разработчиков недавно вышедшей Sea of Thieves, процесс разработки превратился в хаос, где простое утверждение модели корабля могло занять недели. У разработчиков не оставалось времени на внесение чего-то интересного и доработку уже существующих фич, которые, вырезались, движок игры менялся, а руководство даже не пыталось прислушаться к предупреждениям об однообразности игры и нехватке контента. По схожим причинам был отменен ожидаемый многими Scalebound, и, хотя я не могу найти этому подтверждений, я более чем уверен, что Crackdown 3 попал в производственный ад по тем же причинам. И проблемы с менеджментов на этом не заканчиваются, так как «мудрое» руководство посмотрело на провалы сингловых проектов, и даже не пытаясь разобраться в причинах произошедшего, решило делать ставку на онлайн. С одной стороны, онлайн всегда был важной частью успеха Майкрософт, но с другой он и стал финальной проблемой их игр.

Для тех, кто по каким-то причинам ещё не слышал об этом, сообщаю – онлайн на консолях платный. Если ты хочешь поиграть в сети – оформляй подписку. И эта система работает нормально, ровно до тех пор, пока не становится обязательной. Так вот, на Xbox One наличие подписки Gold – обязательно. Как уже говорилось ранее, в играх, где всегда прекрасно уживались онлайн и сингл, одиночную часть свели к 4-5 часам, а, следовательно, либо плати за остальной контент поверх полной стоимости игры, либо наслаждайся 4-5 часами геймплея за полную стоимость. И это ещё оптимистичный вариант, так как есть Sea of Thieves без сингла, или State of Decay 2, который быстро скатывается в монотонность без коопа. И ситуация не останавливается на них. Все эксклюзивы на Xbox One делаются с заточкой под онлайн, а значит бесплатно в них либо не поиграть вовсе, либо не получить доступ к большей части контента. В сети люди часто спрашивают, как я могу утверждать, что на Xbox много игр, ведь о них не говорят. Отвечаю – о них не говорят, потому что они либо плохие, либо заставляют платить сверх полной цены за возможность играть.

Так почему Хуан не смог?

Все перечисленные выше проблемы можно свести к одной короткой фразе – они сделали всё не так. Урон репутации на старте, поздний выход на рынок, неудачная политика продаж в начале, замена работавших сервисов бесполезными и подписочными, вывод мощной консоли на рынок без смены поколений, невозможность отказаться от устаревших идей, допущение беспредела менеджмента и неверный курс для своих проектов – они допустили почти все возможные ошибки. Из верных решений можно отметить только обратную совместимость, но и тут всё не так однозначно, так как купить с рук Xbox 360 всяко дешевле, а контент остается тем же.

И знаете в чем тут ирония? Они четко следовали своей философии. Они пытались создать игру, которая произвела бы фурор в жанре, они сделали удобную для портирования систему, активно взаимодействовали с ПК рынком, а также уделили внимание онлайну и сетевым сервисам. Проблема в том, что тут они ушли в крайности – первая игра провалилась, вторая в производственном аду, продолжили делать порты, не понимания почему это работало, полностью слились с ПК, а онлайн возвели в абсолют.

Я надеюсь, что после прочтения этого блога хотя бы кому-нибудь стало понятно, что ситуация с провалом Xbox One намного сложнее популярного «нет эксклюзивов». ПК версия последнего God of War не подкосила бы продажи Сони, ровно как ПК версия Breath of the Wild не навредила бы продажам Нинтендо. Чтобы запустить успешную консоль нужно иметь понимание того как работает консольный рынок, и у Майкрософт нет этого понимания. И это – самое печальное в истории Xbox One.

Майкрософт способны создать мощную и удобную для разработчиков систему, привнеся что-то новое в индустрию, но при этом они забывают, что делают консоль, а не игровой ПК. Они вышли на рынок в начале 00х, когда консоль с функционалом ПК могла кого-то удивить, и, к сожалению, так там и остались. И пока во главу Xbox не встанет человек, понимающий, как и почему люди покупают консоли, а также способный наладить работу менеджмента, дав разработчикам спокойно работать, игровое подразделение Майкрософт всё быстрее приближается к судьбе Sega и Atari.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх